?

Log in

maxpastukhov's Journal
 
[Most Recent Entries] [Calendar View] [Friends]

Below are the 20 most recent journal entries recorded in maxpastukhov's LiveJournal:

[ << Previous 20 ]
Wednesday, February 15th, 2012
9:31 am
Мертвый эксперт

Обратил внимание на один интересный момент в отношении к своим достижениям.

Когда я только начал изучать программирование, считал: "Вау, круто, теперь я могу программировать на Паскале" :) Теперь я знаю (и имею реально большой опыт) в десятке языков программирования, причем некоторые из них на порядок "круче" Паскаля. Только вот эмоций это уже не вызывает. Так же, как и свой бизнес, свой продукт, свои знания и опыт.

Причем не вызывает эмоций именно у меня, я к этому "привык".  Но у других, далеких от этого людей это все еще иногда вызывает уважение. И мне от этого даже как-то неудобно - это все равно как кто-то восхищается какой нибудь твоей старой вещью. Вроде и вещь хорошая... но старая и тебе немного стыдно.

Самое опасное в этот момент: впасть в состояние "я ничего не стою" - проходил такое пару раз. Когда у тебя огромный опыт и наработки... но ты сам себе снижаешь планку и ставишь себя на уровень новичков.

К чему я это говорю? А к тому, что "знание умножает печали". Чем больше знаешь, тем больше понимаешь ограниченность своих знаний и опыта. Нет уже того "шапкозакидательства" и попыток написать винду на ассемблере.

Причем, что интересно, я был намного счастливее тогда, наивным. Когда весь мир казался простым, как пять копеек. "Свой продукт? А пожалуйста!"

Теперь, когда я ищу идею нового продукта или нового бизнеса, я превращаюсь в старого скептика. Причем ничего хорошего такой скептик не посоветует, он будет только критиковать. Ибо как все мои достижения были обусловлены именно "сел-и-сделал", а не самокопанием и попытками найти негатив.

И иногда нужно просто "убить в себе эксперта" просто чтобы сделать хоть что-нибудь. Прямо сейчас.

Tuesday, February 14th, 2012
8:53 pm
Софтверное b2b

Хозяйке на заметку: сейчас выполнял небольшое исследование буржуйского рынка.

Так вот: из небольших софтверных компаний (оборот от $1 миллиона до $40 миллионов в год) подавляющее большинство (95%+) компаний - в сфере b2b.

Для меня это - не открытие, я это, в принципе, всегда чувствовал. Просто теперь подтверждение этому получил. И, да - я исследовал пару сотен компаний.

Может, не в софтверных компаниях картина и другая, не спорю. Но в айти - чистый b2b.

Friday, February 10th, 2012
10:35 am
Свежая русская база: 210,000,000 ключевых слов

http://pastukhov.com/databases/russian

Вышла свежая русская база с данными по февраль 2012 года. База содержит 210,408,631 ключевых слов - поисковых запросов в Яндексе, Рамблере, Google со следующей информацией:

  • Популярность по Яндекс;
  • Популярность по Рамблер ;
  • Цена клика по Бегуну (первая позиция);
  • Цена клика по Бегуну (вторая позиция);
  • Цена клика по Бегуну (третья позиция).

В базе есть все ниши: финансы, бизнес, компьютеры, здоровье, культура, новости, наука, общество, шоппинг, спорт, недвижимость, игры, промышленность и многое другое.

http://pastukhov.com/databases/russian
Thursday, February 9th, 2012
3:25 pm
Монетизация

Меня не то, что удивляют, а расстраивают те компании, которые откладывают "точку монетизации" на будущее.

И в подтверждение этому обычно приводится Google, как самый известный пример "поздней монетизации".

А теперь, чтобы "остудить" горячие головы, приведу несколько фактов:
1. Гугл несколько лет не мог найти возможность монетизировать поисковый трафик. В интервью 12 марта 2001 года Ларри Пейдж на вопрос корреспондента "долго ли и упорно ли они работали над бизнес-планом" ответил в духе: "да, мы сильно старались, чтобы собрать с народа деньги - и многие в нас инвестировали". Напомню - это все еще время бума доткомов. И в бизнес-плане у Гугла ВООБЩЕ не было, видимо, ни строчки о прибыли, иначе Пейдж об этом сказал бы.
2. Монетизация поискового трафика в виде контекстной рекламы - не идея гугла, эта идея была сворована у GoTo, который потом успешно судился с Гуглом. И отсудил у него сумму, которую я не нашел. Но, думаю, деньги большие.
3. Гугл стал прибыльным только после применения ворованной идеи монетизации.

А теперь вопрос знатокам: что было бы с Гуглом, если бы они не договорились с GoTo (ныне Overture под Yahoo)?

PS: И подобные вопросы можно задать практически по каждому из случаев "поздней монетизации", просто их редко задают. Победителей не судят. Но, блин, шанс, что именно у тебя получится быть этим самым победителем, ну просто ничтожный, если принять во внимание всех "проигравших", о которых мы так и не узнали.

2:57 pm
Зарплата

Часто слышу слова: "хорошая зарплата" или "адекватная зарплата". Такое впечатление, что есть некоторая "эталонная зарплата", которая лежит в Парижской палате мер и весов.

Хотя, если задуматься более глубоко, зарплата всегда познается в сравнении. Не обязательно с такой же специальностью - люди часто обижаются, когда неквалифицированный труд оценивается выше квалифицированного.

Тогда откуда берется ее "рыночный уровень"? Мне кажется, к производительности труда зарплата вообще не имеет никакого отношения. Там, где зарплата зависит от труда, идет уже чистый процент или доля в бизнесе. "Классическая" же зарплата - отражение спроса и предложения на рынке.

Причем "спрос" отражает всего лишь интерес, а не "необходимость", как и в случае с обычным продуктом. Ну интересно директору компании сделать свою систему складского учета - и нанимается толпа программистов. Появилась идея сделать новый магазин - нанимается персонал. И, пока у предпринимателя есть деньги - он кормит интересный для себя проект. Даже в убыток для себя, и я этих ситуаций наблюдал много вокруг. И сам такие ситуации создавал не раз.

Хотя это и прозвучит крамольно, но я редко видел какие-то экономические расчеты зарплаты. Чаще всего зарплата именно "неадекватная" - либо гораздо больше, чем человек приносит, либо гораздо меньше.

Хорошо, тогда можно ли привлечь хорошего специалиста на низкую зарплату? В принципе, можно - но зачем? Ты ведь все равно не будешь считать его вклад в общий процесс. В теории - да, но на практике ты либо "доволен" человеком, либо "не доволен". Соответственно, мне кажется, попытки жестко сэкономить на зарплате приводят к самому большому количеству разочарований в менеджменте.

И еще я заметил, что люди с зарплатой всего в два раза больше работают не в два, а в десять раз лучше и быстрее. Тут нет "возьму трех студентов вместо одного профессионала", тут есть "три нихрена не делающих человека сидят вместо того, кто реально бы сделал эту работу".

На моей практике и по практике моих знакомых, редко получалось "выжать" что-то из "студентов". Когда "студент" подходил к "точке выжимания", он уходил туда, где его готовы были взять уже профессионалом. Ну либо было жесткое разочарование в качестве и скорости работы и я расставался с людьми раньше этой точки.

2:36 pm
Магия

Когда смотришь на крупные успешные компании, эффективную рекламу, удобные продукты, "цепляющие" книги и тексты, не отпускает ощущение "магии". Смесь восхищения с удовольствием.

Хотя, если задуматься, в этой "магии" ничего магического-то и нет: она состоит, по факту, из простых деталей. Допустим, тот же самый столь любимый многими Айфон. Если выкинуть лишнее, в "сухом остатке" будет удобный, простой, красивый и быстрый интерфейс плюс активная реклама и продвижение товара.

Сложно ли сделать удобный интерфейс? Нет, просто практика - улучшаешь его, глядя на реакцию пользователей. Простой интерфейс? То же самое. Красивый? Несколько опытных и креативных дизайнеров вполне справятся с задачей. Быстрый? Решается жесткой подгонкой софта и оборудования. Активная реклама? Там тоже не так все сложно, если копнуть глубже.

Где же магия-то возникает?

Мне кажется, "магия" = "практика". Любой профессионал выглядит магом и волшебником. Как машинистка со скоростью печати 400 символов в минуту, синхронный переводчик, опытный сейлз, программист или микроконтроллерщик.

И, мне кажется, "магию" невозможно почерпнуть из книг. Если бы можно было - не было бы охоты за профессионалами на рынке труда. Зачем? Нанял ньюба, дал ему несколько книг - и дело в шляпе.

По этой причине, мне кажется, рынок "оккупируют" в основном компании "в возрасте" - у них уже скопилась критическая масса профессионалов, которые и делают возможной эту "магию". А стартапы довольствуются студентами, которые пытаются "впихнуть невпихуемое": одновременно и "магический продукт" сделать, и опыт получить.

Wednesday, February 8th, 2012
12:14 pm
Вера

Из психологии есть одно очень простое и не заметное для многих правило: мы замечаем только то, что соответствует нашим убеждениям. Почитайте подробнее про эту тему, да и экспериментов была сделана просто масса.

К чему я это говорю? А к тому, что мы, как ментально ограниченные существа, НЕ МОЖЕМ воспринимать окружающий нас мир адекватно. Мы всегда воспринимаем его через призму наших убеждений.

Будучи однажды полученной, вера является самоукрепляющимся процессом - мы раз за разом видим только то, что все больше и больше убеждает нас в правильности нашего выбора. И я говорю не только о религиях, но и о "бытовой" вере. Особенно это заметно в сферах, связанных с деньгами - ведь в современном мире деньги стали выполнять роль власти в мире средневековом.

До изучения психологии для меня было удивительно: как люди не видят проблем с казино, форексом, МЛМ, НЛП, пикапом и прочими активно проповедуемыми вещами?

Теперь я просто спокойнее к этому отношусь. И, по факту, очень редко пытаюсь кому-то в чем-то помочь, объяснить. Бессмысленно это - человек твоих объяснений и фактов не услышит и не увидит, даже если ты ему под нос их будешь подсовывать. Но он с удовольствием и победным лицом покажет тебе какой-нибудь лютый бред из книжки тысячелетней давности или из рекламного листка.

Но давайте забудем на секундочку о других - мы ведь свои проблемы в первую очередь должны решать, правильно? И "самолечение" в этом случае простое: НЕ искать подтверждения своим идеям, вере, убеждениям и планам. А пытаться найти именно опровержения. И копать, копать глубоко и внимательно, не давая себе ни малейшего шанса соврать самому себе.

"Зачем? Ведь мне и так хорошо?" - слова намеренно ошибающегося человека. Это - твой личный выбор: прожить свою жизнь в иллюзорном мире, или в реальном. Я, как и Нео, свой выбор сделал :)

И признаком того, что вы близки истине, становится не обилие подтверждающих аргументов. А полное отсутствие даже намеков на опровержение. Голые факты, без теорий, аналогий, допущений и веры на слово.

Нужно спорить не с другими, а с самим собой.

Рекомендую.

11:54 am
Бизнес на автопилоте

Долгое время у меня была глубокая вера в то, что можно написать некоторую "универсальную инструкцию", которой бы следовали мои подчиненные. Построить "бизнес на автопилоте", по сути.

Тут прикол в том, что до некоторой точки это действительно работает. Действительно: зачем каждый раз "городить огород" из релиза софтверного продукта, если можно четко расписать: что, куда, как, кому и зачем?

Только вот эта "точка" в каждом бизнесе - своя. И пытаться "формализовать" некоторые модели после определенного уровня даже теоретически невозможно. Ибо как формализация подразумевает полное отсутствие принятия решений, когда все решения были приняты еще до исполнителя, на этапе написания инструкции. Как в Макдональдсе.

Но в том же самом Макдональдсе тоже есть эта "точка без инструкций". Только она находится глубже "листьев" - конкретных точек общественного питания. Если бы во главе этой франшизной сети не было принимающих решения людей, не было бы активной рекламы, централизованных поставок полуфабрикатов, школ обучения персонала, эта сеть прекратила бы существование достаточно быстро. Ибо как конкуренты достаточно быстро скопировали бы инструкции и не остановились на этом.

Я не отрицаю важность инструкций. Но я - против их возведения в абсолют. "Бизнес на автопилоте" - суть вещь неустойчивая, ибо как мир вокруг не формализован. Любой "дятел" из реального мира с легкостью разрушит самую подробную инструкцию.

Удел инструкций - освободить от повторного принятия решений там, где их можно принять один раз. И я таких бизнесов, по факту, не вижу. Есть "видимость" в виде франшиз. Но это - только вершина айсберга. И "в глубине" все равно остаются люди, принимающие решения каждый день.

Инструкции можно и нужно писать. Но не для "бизнеса на автопилоте", а для освобождения себя от рутинной работы, для ускорения развития бизнеса за счет менее активных и опытных, чем ты, людей.

И, если у вас еще есть сомнения, попытайтесь сами найти ту "точку без инструкций" в любом бизнесе, который вы считаете "автопилотным".

11:33 am
Виды бизнеса

Задумался на днях, что, по факту, под словом "бизнес" кроется слишком много разных вариантов. Это, кстати, и является частой причиной споров в комментариях моего блога.

А "разновидности" больше всего отличаются именно целями. Кто-то строит бизнес ради больших денег, кто-то - ради пассивного дохода, кто-то - ради свободны, кто-то - от нужды и т.д. И все варианты бизнесов "постричь под одну гребенку" не получится.

Я думаю, что все-таки "правильно" выделять для себя не "информацию о бизнесе" или "опыт в бизнесе", а конкретное экспертное знание. То есть не брать чью-то модель целиком, а искать для себя какие-то "кирпичики" в маркетинге, менеджменте, организации и других деталях.

"Эксперт в бизнесе", по факту, является экспертом в каких-то делах "внутри" своего бизнеса. Владелец успешного онлайнового магазина становится экспертом в закупках, логистике, рекламе и бухгалтерии. Успешный шароварщик - в менеджменте софтверных проектов, в дизайне интерфейса, в саппорте.

То есть получается, что каждый бизнес требует какого-то своего набора экспертных знаний. А, значит, не бывает "универсальных бизнес-экспертов".

И "научиться бизнесу" невозможно, возможно "научиться конкретному бизнесу". Допустим, научиться запускать и развивать интернет-магазин - значит научиться закупкам, рекламе, бухгалтерии и другим важным знаниям. Даже не знаниям - получить опыт.

По большому счету, "бизнес-эксперт" - хороший человек, если он эксперт в какой-то конкретной области. Не "бизнес-тренер", а "тренер по Google AdWords" или "тренер по личным продажам".

И "консультирование бизнес-экспертом" - чушь. Возможно консультирование только в конкретных, узких областях.

Tuesday, February 7th, 2012
10:05 pm
Пиратство - 2

Блин, тот редкий случай, когда я публично признаю свою неправоту.

Ибо как статья от основателей Рутрекера настолько "зацепила", что я снимаю перед ними шляпу.

Самая статья: http://habrahabr.ru/blogs/copyright/120791/

Если вкратце: то я действительно согласен с тем, что любой платный контент проходит стадию "модности", когда правообладатель хочет и имеет право получать за него деньги. Но после угасания "модности", когда выходит следующий контент, следующие версии, правообладателю уже действительно похрен.

И я честно признаюсь: выкладывание моих устаревших баз меня никак не раздражает и не мешает. Что мешает - так это попытки украсть мои новые продукты. Те, разработку и рекламу которых я еще не отбил. Те, с которых я живу.

И я признаюсь, что зря называл ВСЕХ потребителей нелицензионного контента ворами. Воры - только те, кто потребляет СВЕЖИЙ нелицензионный контент. Тот, с которого производитель сейчас живет. Тот, от которого зависит именно выживание производителя. И слово "выживание" тут - не для красного словца.

Мне кажется, есть некая "невидимая грань", после которой потребление нелицензии перестает быть воровством. И грань эта проходит внутри бизнес-плана производителя.

И, скачивая что-то, задумайся: а не являешься ли ты для него "потерянным" потребителем? Тем, которого он ждет и на кого надеется. Если да - это 100% воровство.

И, говоря слово "воровство", я говорю именно о морали. Ибо как самый страшный судья человека - его совесть.

4:58 pm
Быть собой

В свое время я был на 100% убежден, что бизнес стоит делать под лицом какой-либо компании - это вроде как серьезнее.

Но на практике почему-то всегда получалось, что лучший результат приходил не с "компанейских" проектов с серьезным лицом. А там, где я показывал себя - живого человека.

В принципе, понятно - одно дело абстрактная "компания", к ней доверия мало. И совсем другое - конкретный, живой человек, который отвечает за свои слова.

В последнее время я пришел к выводу, что все-таки личный бренд побеждает корпоративный. Проще рекламироваться, проще продавать, больше живых, а не "натянутых" контактов.

И, даже когда мы смотрим на многие крупные и известные компании, мы видим за ними вполне конкретных, живых людей.

Рекомендую задуматься.

10:00 am
Пассивный предприниматель

Обратил внимание, что много людей мечтает о пассивном доходе. Как счет в банке, недвижимость, бизнес на автопилоте, лицензионные отчисления и прочие радости жизни.

Да и сам мечтал о пассивном доходе долгое время, чего скрывать? Идея-то, в принципе, здравая: один раз напрягся - всю жизнь отдыхаешь. Как пенсия.

Только вот на практике при получении той самой "пенсии" я превратился в "классического пенсионера" - медленного доживающего свой век старика без амбиций, желаний и эмоций.

И, если вы еще не были в такой ситуации: ничего там классного нет. Это только кажется, что вот будут деньги "капать", и сразу придет счастливая жизнь. На практике ты очень быстро "наедаешься" мелкими радостями жизни и превращаешься в Евгения Онегина.

И я - не один такой, я у очень многих предпринимателей читал о подобном опыте. Как, например, Боб Парсонс, который по условиям контракта не имел права заниматься бизнесом в течение года. И - да, он первое время даже радовался этому, отдыхая на острове... пока это не превратилось в тюрьму.

Творчество, достижения, интересная работа - часть жизни. И, если ты планируешь "работать над хобби проектами забесплатно"... да пробовал я, хрен там! Когда ты над чем-то работаешь и не пытаешься из этого выжать реальный результат, ты очень быстро остываешь.

Поэтому теперь я не ищу "пассивного бизнеса" и не хочу становиться "пассивным предпринимателем". Пассивный доход в виде недвижимости - да, пусть будет. Не лишний, понятно. Страховка, пенсия на случай проблем со здоровьем еще никому не помешали.

Но строить "пассивный бизнес" - значит приближать себя к той точке, где ты по своей воле лишишь себя творчества, достижений. Где, один раз поставив "галочку", ты обрекаешь себя на пустоту и эмоциональное умирание.

"Отрезать" себя от активной жизни я не хочу и вам не советую.

9:38 am
Винтики

Вчера задумался: почему же у меня не получалось построить "большую контору". И пришел к выводу, что не с той стороны подходил к этому вопросу.

Одно дело - когда ты сидишь, мечтаешь и планируешь, как "винтики" будут исполнять твои половые фантазии. И совсем другое - когда к тебе на собеседование приходит живой человек. Со своими интересами, планами на жизнь, "тараканами в голове", со своими достоинствами и недостатками.

И все "мега-планы" разбивались не о "тупость" или "лень" сотрудников, они разбивались о мое желание превратить их в "инструмент". А человек - он не инструмент. Человек - личность, которая не приемлет прямого и жесткого управления. Это я о "свободных людях" говорю, а не о фабричных рабочих, понятно.

И вчера я с удивлением обнаружил, что по итогам десяти лет опыта единственный результативный вариант сотрудничества для меня - ближе к партнерству, а не к "сотрудникам". Когда ты берешь не бездушные винтики, а увлеченных тем же, что и ты, людей. И вы не то, что "работаете вместе", вы живете вместе, думаете об одном и том же.

Когда у тебя не "коллектив", а "команда". И проблемы у меня возникали именно тогда, когда я эту команду пытался превращать в коллектив.

Чем дальше, тем больше я не верю в успешный менеджмент с помощью жестких инструкций и контроля. В моем бизнесе, понятно. Где-нибудь в рутинной работе это вполне подойдет, но не там, где требуется принятие решений и креативность.

И, мне кажется, удел "успешных менеджеров" - крупные обезличенные компании, вроде франшиз, где все решения уже давно приняты за тебя. Либо обеспечение некреативной части креативного бизнеса. Как, допустим, служба поддержки, бухгалтерия, логистика и прочее.

А для "корневой", "основной" части бизнеса все-таки стоит подбирать мотивированную команду, а не "коллектив". Именно "подбирать", ибо мотивировать людей или сделать их креативными практически нереально.

Monday, February 6th, 2012
2:18 pm
Парадокс ленивого бизнеса

Задумался над одним интересным парадоксом: бизнес - он одновременно для ленивых людей... и не может быть построен ленивым человеком.

Я, допустим, пришел в бизнес не за деньгами и не за "работой". А просто потому, что было лениво работать в аутсорсе. Когда каждый день - одни и те же неинтересные проекты и исполнение эротических фантазий заказчика.

Но тут возникает одна деталь: если бы я был ленивым на старте своего бизнеса, я бы его не построил. И большинство людей "обламывается" именно потому, что они ленятся на старте, когда день - за десять.

Бизнес требует очень много работы в первые пару месяцев - полгода, пока ты получаешь опыт, информацию, набираешь клиентскую базу, репутацию и известность. Как отличник с первого курса в университете.

Но потом, по мере роста "потенциала", ты превращаешься в "мастера кувалды", когда одного точного удара хватает, чтобы "починить" какие-то мелкие проблемы. И ты начинаешь лениться, как начинает лениться отличник на старших курсах университета. И ты "выезжаешь" на своем опыте, знаниях и репутации.

И я наблюдаю очень много ситуаций вокруг, когда "быстрый старт" сменяется "вялым загниванием". Но это, на самом деле, не страшно - главное, чтобы человеку хватало денег, интересных задач и эмоций.

Я НЕ осуждаю тех людей, которые ленятся после построения бизнеса. Ибо сам такой. Но я реально осуждаю тех людей, которые ленятся со старта. Ибо они сами себе "режут крылья" и вынуждены, как троечники в университете, вечно "догонять", "доказывать" и "работать".

Выложитесь ОДИН РАЗ на все 100%. И - отдыхайте со спокойной совестью.

Проверено не раз.

1:54 pm
Чудо

Иногда замечаю в комментариях фразы вроде: "Ну и стоило ради пары тысяч долларов в месяц так оптимизировать коэффициент конверсии" или "Подумаешь - базы ключевых слов. Они у каждого есть."

Так вот, мне подобные рассуждения напоминают "Подумаешь, закон Архимеда или закон всемирного тяготения - это и ежу понятно".

Но я четко помню то время, когда слово "Интернет" вызывало священный трепет у большинства окружающих меня людей. Когда "онлайновый бизнес", а тем более "свой продукт" было чем-то из разряда научной фантастики.

Да, сейчас просто рассуждать: "да чего там - написал программу, продал ее, получил бабло, потратил". А тогда ведь практически все "с нуля" приходилось копать. Не то, чтобы не было открытой информации. Ее ВООБЩЕ не было. Были разрозненные отдельные эксперименты, крупицы информации.

"Свой продукт" был уделом либо больших компаний, либо счастливчиков-одиночек, про которых слагались легенды.

И сейчас, когда я пишу какие-то "прорывные" вещи, он уже потеряли налет романтики. Но это не означает, что какие-то вещи стоит выкидывать просто потому, что они "не гениальны". Бизнес-то остался таким же. Просто им "скучнее" стало заниматься, исчезли практически все белые пятна на карте.

И, честно говоря, мне даже чем-то жаль современное поколение. Для них "онлайновый бизнес" стал тем же, чем для меня в свое время был "продуктовый ларек" или "челноки". Просто, незайтеливо, по нужде. Нет больше романтики, нет героизма, нет восхищения и открытий чудных.

И я замечаю, что многих "старичков" это охладило. Ведь есть две категории предпринимателей - стартаперы и менеджеры. Стартаперу "в кайф" начинать, запускать. Менеджеру - "развивать", "улучшать".

И, хотя большая часть материалов на моем блоге посвящена "стартапу", я все-таки считаю себя "обратившимся в менеджеры". Когда кайф идет не от нового дела, новых идей. А от улучшения того, что уже работает.

И, думаю, вам стоит учитывать эту разницу. И, если приход в бизнес обусловлен желанием "изучить новое", "сделать открытие" или "всем доказать"... будет много разочарований.

Современный бизнес - удел "любителей деталей", а не "ковровой бомбардировки" и "Колумбов".

Рекомендую задуматься.

12:27 am
Бизнес ради свободы и удовольствия

Все-таки решил объединить свой опыт в одной книге. "По мелочи", "кусками" получается как-то разрозненно, сухо и с повторениями.

Книга пишется по методу непрерывного улучшения и постепенно "впитает" в себя весь мой опыт, включая полное содержимое моего блога.

Так что не будет больше рекомендаций прочитать блог "от корки до корки" :)

"Впитывание" займет, по моим оценкам, около 2-3 недель. Хотя книга и сейчас, в ее первой версии, вполне "читаемая".

Обновления книги будут регулярно анонсироваться в блоге, в дополнение к обычным мыслям.

Ну и за счет систематизации уйдут "повторяющиеся" мысли - я уже и сам стал путаться: о чем уже писал, а о чем - еще нет :)

Итак, встречайте:

Бизнес ради свободы и удовольствия

http://maxpastukhov.com/books/business

Sunday, February 5th, 2012
8:39 pm
Кнопка "бабло"

Что такое "бизнес"? По сути, это игра с нулевой суммой в условиях ограниченной "суммы".

Проще говоря: бизнес не может "делать деньги", бизнес всего лишь перераспределяет их поток в твою пользу. И человек или компания, которые в итоге потратили бы деньги на что-то другое, тратят их на твои продукты или услуги.

А теперь рассмотрим ситуацию, к которой хотят сознательно или подсознательно прийти 99% читателей бизнес-литературы, книг по трейдингу и инвестированию: ситуация, в которой они становятся обладателями "кнопки бабло". Алгоритма, который бы гарантировал переток денег в их сторону.

А теперь вопрос знатокам: если в бизнес-литературе описана реальная "кнопка бабло", сколько человек на нее будут нажимать в единицу времени? Изначально - пара человек. Нажмут, порадуются. И привлекут этим последователей. Через пару недель - еще с десяток "нажимателей". Еще через полгода - толпа и сдыхание "кнопки бабло" под натиском школьников и халявщиков. И мы это видим раз за разом в самых разных областях: от дорвеев до "мега-интеллектуальных" алгоритмов торговли на бирже.

Как только появляется реально работающая модель перераспределения капитала в твою пользу, эта модель сразу заимствуется толпой народа. И конкурентное преимущество исчезает быстрее, чем хотелось бы.

Лекарство? Не искать эту "кнопку" в популярной литературе, а создавать ее своими действиями. Тут нужно понимать, что чем тяжелее твоя личная "кнопка бабло", тем сложнее она для клонирования. "Тяжелее" не означает "интеллектуальнее". На каждого умника найдется еще тысяча людей умнее. "Тяжелее" в смысле "геморройнее", "детальнее", "опытнее".

Конкурентное преимущество рождается не в умной голове, а в ежедневной рутинной работе.

Рекомендую задуматься.

8:22 pm
Эффективность рекламы

Когда мы оцениваем эффективность рекламы, на что мы обычно обращаем внимание?

Правильно: на объем и качество трафика на сайт. Понятно, что большее количество релевантных посетителей приведет к большим продажам.

Но давайте задумаемся на секунду, что такое "трафик на сайт"? Это - не поток, а конкретные живые люди. И их количество жестко ограничено. Проще говоря: чем больше усилий ты тратишь на рекламу, тем меньший эффект приносит каждое последующее усилие, поскольку ты "цепляешь" раз за разом все больше тех людей, которых ты уже "зацепил" предыдущими усилиями.

Тебе приходится работать все больше, и больше, чтобы получить хотя бы то же количество клиентов. Ибо как "взрывная" волна продаж сменяется убывающими всплесками - ты "покрыл" практически всех клиентов. И я это проходил не раз.

Лекарство? Оптимизировать не рекламу, а коэффициент конверсии.

Не вкладывать все больше и больше денег и времени в рекламу, а "высиживать" каждого клиента. И этот процесс лучше всего провести один раз - со старта, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно промелькнувший мимо "трафик".

В первые дни запуска сайта, проекта, продукта нужно работать не столько над увеличением трафика, сколько над превращением этого трафика в конкретных клиентов - покупателей, подписчиков, звонящих.

И в этом случае математика - на твоей стороне. Конкретные цифры из моей практики (реклама одного из прошлых продуктов, на 10,000 запросов в поиске, реклама через Google AdWords, менялись только объявления, sales letter, call to action внутри продукта и цена продукта):

Со старта: CTR 0.3%, коэффициент конверсии - 0.5%, цена продукта - $19 = 10000*0.003*0.005*19 = $2.85

Через две недели: CTR 6%, коэффициент конверсии 2%, цена продукта - $29 = 10000*0.06*0.02*29 = $348

Через пару месяцев: CTR 15-20% (выше поисковых результатов), коэффициент конверсии 6-7%, цена продукта $67 = 10000*0.17*0.07*67 = $7973

Таки да, разница в доходе - в 2500 раз! И "секрет эффективной рекламы" - не в бюджете. А в "выжимании" максимума из каждого потенциального клиента.

Проверено не раз.

7:56 pm
Маклауд

Вспомнил еще одну ментальную ловушку, которая долго мешала мне жить: синдром Маклауда.

Когда ты планируешь исходя не из ближайшего будущего, а делаешь некие "глобальные" планы лет на 10-20.

Например: "Вот сейчас я делаю сервис, количество клиентов которого увеличивается на 10 в месяц. Через 10 лет это будет 1200 человек, вот тогда и заживем!"

На практике такой макклаудизм заканчивался одинаково: через 2-3 месяца ты понимаешь, что "будущее" - оно когда-то "в будущем". А кушать - хочется именно сейчас. И денежные проблемы вместе с проблемами медленного роста проявляются именно сейчас, а не в абстрактном будущем.

Глобальные планы и перспектива хороши в виде приятного бонуса к текущим достижениям, но не качестве замены настоящему. Не "в будущем будет много клиентов", а "сейчас у нас хороший доход, и со временем он будет только расти."

И, когда я вижу стартапы, убыточные со старта, я с большой вероятностью могу предсказать их судьбу. Если бы мне давали за это деньги, я бы уже был миллионером :)

Сейчас в комментариях набежит толпа народа с примерами убыточных со старта, но теперь прибыльных, стартапов. В качестве "терапии" рекомендую задуматься о том, что мы узнаем только об историях успеха. А лузеры редко о себе рассказывают.

И "маклаудизм" страшен даже не тем, что стартап будет провальным. А тем, что он отнимает лучшие годы жизни у своей жертвы. Те годы, которые уже не вернешь.

Saturday, February 4th, 2012
12:31 pm
Стерпится - слюбится

Один из последних комментариев напомнил одну важную мысль, о которой я постоянно забываю написать.

Жизнь - одна. Важнее этой мысли ничего нет.

И, основное следствие из этой мысли: есть всегда только одно решение в единицу времени. Невозможно принять несколько решений, как бы нам ни хотелось.

А теперь - сама мысль. Очень важная:

Если что-то не дает результата - да бросайте это нахрен! Мне - уже 32 года. Не 50, не 70. Но за последние лет 10 мимо меня "промелькнуло" штук 10 судеб, сломанных по принципу "ну когда-то же результат должен быть!", "столько сил вложено, не бросать же!"

Из психологии есть простое правило: мы ценим больше всего не то, что дает нам наибольший результат. А то, во что мы вложили больше сил. Самый любимый ребенок - сложный или больной ребенок. Феномен "жены алкоголика". "Стерпится - слюбится".

Поймите, что чем больше сил и времени вложено в "убитый" проект, тем более ценным он будет для вас. И тем тяжелее его будет бросить. Это как наркомания - чем дальше, тем страшнее.

Бросайте рано. Начните новое. И - снова бросьте, если не будет эффекта. Неограниченное право на ошибку, о котором я часто говорю, подразумевает именно неограниченное право. Ошибайтесь больше, чаще. Меняйте решения, ломайте планы, отказывайтесь от своих слов и обещаний.

"Однажды маленькие дети играли в штаб. И поставили часовым 5-летнего мальчика. И сказали: никуда не уходи, ты теперь - часовой и должен охранять флаг, пока мы тебя не сменим. Наступила темнота, и дети разбежались по домам, забыв про маленького мальчика. А он все стоял у "флага" из куска чьей-то рваной куртки. Все его родственники выбежали его искать, позвонили в милицию, бабушка получила инфаркт. А мальчик стоял, ведь он - обещал. А обещания нужно выполнять."

Вот такая сказка, без намеков.

[ << Previous 20 ]
Интересные мысли о практике бизнеса от Макса Пастухова   About LiveJournal.com